Зачем нам нужна своя соя?

Современное производство молока и мяса невозможно без использования белкового сырья. Его недостаток в рационах животных и птицы компенсируется шротом (в отдельных случаях жмыхом) рапса, подсолнечника и сои. Современный завод ООО «Агропродукт» в поселке Оберовщина Каменецкого района до недавнего времени перерабатывал в основном первую из названных культур, производя при этом немного подсолнечного шрота.

В начале минувшего года здесь приступили и к переработке бобов сои, которая закупается за рубежом. В Беларуси ее выращиванием занимаются лишь отдельные хозяйства, но если бы их практика получила более широкое распространение, то экономика страны получила бы солидные плюсы в плане импортозамещения, а в отечественном животноводстве проще бы решались проблемы дорогостоящих белковых кормов.

Выгодно это и заводу в Оберовщине, где, делая масло, которое в основном экспортируется, параллельно производят используемые в белорусском кормопроизводстве шроты. Поэтому о сое мы решили поговорить с директором ООО «Агропродукт» Олегом Теслюком – промышленником, которому издавна известны белковые проблемы нашего сельского хозяйства.

завод

– Олег Евгеньевич, в 2004  году вы начали с того, что приобрели прессы для производства масла и жмыха из рапса. Спустя время возглавляемое вами предприятие продолжает заниматься этим на более высоком технологическом уровне, но в последнее время ООО «Агропродукт» все серьезнее наращивает объемы переработки  сои. Почему?

– Давайте подумаем вместе – согласно статистике, в 2000 году в Беларусь ввозилось 50 тысяч тонн соевого шрота, а в 2015-м – уже 356 тысяч тонн. В семь раз больше! Поэтому ответ на тот вопрос кроется в высокой зоотехнической и экономической эффективности соевого шрота по сравнению с другими аналогичными продуктами. Растущий спрос на него объясняют и тенденции увеличения производства животноводческой продукции в нашей стране. Понимая это, мы и решили рискнуть, начав переработку сои с целью повышения своих производственных объемов. Сегодня можно сказать, что у нас всё получилось, хотя и не без трудностей. В этом году переработаем около 70 тысяч тонн соевых бобов, что на 30 процентов больше, чем в минувшем. 

Основными потребителями нашего соевого шрота являются главным образом птицефабрики и свиноводческие комплексы Беларуси. Последнее время все активнее его используют в рационах животных хозяйства, занимающиеся производством молока. Соевое масло покупают как сельхозпроизводители, так и промышленные предприятия. С появлением на отечественном рынке соевого масла производства ООО «Агропродукт» его практически перестали ввозить в Беларусь из зарубежья. Кстати, это были довольно солидные объемы, достигающие ежегодно 13500-14000 тонн.

завод

– Известно, что  начинать соевое производство «Агропродукту» активно помогали ученые. Что дало сотрудничество с наукой, насколько оно было плодотворным?    

– Действительно, между нашим предприятием и научно-практическим центром НАН Беларуси по животноводству был заключен договор на проведение исследований на предмет выяснения, что эффективнее использовать в рационах высокоудойных коров – шрот соевый или подсолнечный? Проведенные опыты дали однозначный ответ, подтвердив преимущества соевого шрота при достижении высоких молочных результатов. Правда, при всех плюсах его широкому распространению мешает все-таки высокая цена – он в 1,7-1,8 раза дороже, чем шрот подсолнечный. 

Но ученые доказали, что даже при высокой стоимости соевый шрот более выгоден для передовых производителей молока. В ходе проведенных опытов  в рацион одной группы высокоудойных коров ввели полтора килограмма соевого шрота, а другой – подсолнечный шрот, причем по весу в 1,6 раза больше. Спустя три месяца у коров, которые получали соевый шрот, суточный удой увеличился на шесть литров, а у тех, кто получал подсолнечный, – только на три с половиной. Но это еще не всё. На 8 процентов увеличился выход белка из среднесуточного удоя, а также улучшилось общее состояние здоровья животных, которое оценивалось по многочисленным показателям крови. При этом прибыль от реализации дополнительного молока увеличилась на 4,3 процента. Эти опыты доказали, что соевый шрот хоть и дорог, но более эффективен, правда, при условии достижения среднегодового удоя на корову 6000 литров и более.

завод

 – И все-таки белорусский аграрный сектор на фоне соевых мировых тенденций, да и в молокопроизводстве, выглядит гораздо скромнее…

 – На мой взгляд, сегодняшняя ситуация с соей в нашей стране напоминает ту, что была с рапсом 20 лет назад. Тогда результаты тоже не очень впечатляли. В 1995 году по Беларуси было намолочено 26 тысяч тонн рапса, это сегодняшний валовой сбор Каменецкого и Пружанского районов вместе взятых. При этом урожайность по стране составляла 5,5 центнера с гектара, а сегодня по Брестской области она уже выше 25. Давайте посчитаем: 26 тысяч тонн рапса в 1995 году и 730 тысяч тонн в 2014-м – самом лучшем году по его валовому сбору. Увеличение в  28 раз!

Думаю, что появление в Беларуси таких предприятий, как наше, с современным уровнем промышленной переработки сои, открывает перед этой культурой новые перспективы. Поэтому именно сейчас пришло время, когда необходимо начинать массово возделывать эту культуру, чтобы самим удовлетворять на нее спрос на внутреннем рынке и получать дешевый высокоэффективный корм для животных.

– Но изменить ситуацию непросто. Нужно, чтобы белорусская соя оказалась выгодной не только для переработчиков, но и для самих растениеводов. Как это сделать?

– На старте всегда тяжело. Сам факт, что без сои нашим аграриям уже в ближайшем будущем не обойтись, является главным аргументом того, что «стартовать» в массовом возделывании сои уже надо. В 2016 году в Беларуси было посеяно 1700 гектаров сои и получен валовой сбор 2100 тонн с урожайностью 12 центнеров с гектара. Это только первые шаги. Для того, чтобы сделать их широкими и уверенными, необходимо ограничить ввоз продуктов сои в нашу страну и на государственном уровне разработать меры стимулирования по увеличению ее собственных посевных площадей. 

 Сегодня уже очевидно, что тем сельхозпроизводителям, которые до сих пор сориентированы на выращивание и продажу зерна и, как правило, имеют низкую плотность коров – менее 20 голов на 100 гектаров сельхозугодий, надо посчитать, что выгоднее – две тонны на гектар соевых бобов или 5 тонн на гектар фуражной пшеницы (в пересчете на деньги это равнозначно). Ответ будет очевиден – соя выгоднее. Поэтому без нее невозможно дальнейшее наращивание дешевой животноводческой продукции. Выбора два – либо мы начнем сами возделывать эту культуру, либо будем вынуждены и дальше покупать ее за валюту. Хочется надеяться, что в ближайшие два-три года соя получит у аграриев Брестчины достойное признание и откроет для них новое выгодное направление в сотрудничестве с ООО «Агропродукт».

Ссылка на источник: “ЗАРЯ”